Значение семейного воспитания

Значение семейного воспитания

Семья-это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер.

Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья…

является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.

А.С. Макаренко.

Понятие «семья» изначально включает не только отца, мать и детей, но и домашнее хозяйство, функционирующих как единое целое. История свидетельствует, что состав семьи сильно зависит от социального строя и экономического уклада, образа жизни в целом. Семья существует благодаря комплексу факторов:

- биологическим - обусловлен общими для мужчин и женщин потребностями в любви, их стремлении к продолжению рода;

- психологическим и социальным – взаимозависимость для удовлетворения своих эмоциональных потребностей;

- экономическим – зависимость при удовлетворении материальных нужд.

С генетической точки зрения семья – продукт социальной эволюции. Так образованная семья – живая, развивающаяся, постоянно меняющаяся, имеющая гибкую систему, чутко реагирующая к адаптационным изменениям на внешние и внутренние воздействия.

 

Особенности психологии семейного воспитания

Ребенку очень важно знать, что родители любят его, причем просто так, независимо от его успехов в учебе, поведения или спортивных достижений. Это нам, взрослым, кажется само собой разумеющейся любовь родителей к детям, а им, детям, требуются доказательства. Малыш всеми силами пытается обратить внимание на себя, если не хорошими поступками, то хулиганством или упрямым нежеланием слушаться. Родители же часто не понимают подаваемых им сигналов и утверждаются в мысли, что допустили какие-то промахи в воспитании в семье и, опять же, стараются занять дитя какими-то полезными делами, желательно, в присутствии профессионального педагога.

Каждому родителю следует помнить, что особенностью воспитания детей в семье является то, что на первое место ставятся чувства и эмоции. Вы не оцениваете ребенка, вы его любите и принимаете таким, какой он есть.

Вопреки распространенному мнению, любовью нельзя испортить ребенка. Если вы действительно любите свое чадо, вы не станете потакать его капризам и поощрять развитие дурных наклонностей. Как правило, позволяют ребенку делать все, что он хочет, люди, прикрывающие любовью слабость характера. Если ваша любовь не настолько сильна, чтобы отказать ребенку в чем-то, что может навредить ему, то можно говорить о проблемах воспитания в семье.

 

О семейном воспитании как о залоге комфортной жизни в обществе

Семейное воспитание позволяет ребенку получить первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации. Благодаря воспитанию в семье, малыш получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе, пусть даже этот коллектив ограничен тремя членами семьи. Кстати, вот почему важно, чтобы у ребенка были братья и сестры. Дети из многодетных семей более приспособлены к жизни в обществе, такому семейному воспитанию можно присвоить звание «школы жизни».

Одной из положительных особенностей семейного воспитания является общение ребенка с представителями различных возрастных категорий. Он учится строить взаимоотношения с людьми не только разного склада характера, но и разного возраста. Воспитание в большой семье готовит человека к жизни, создавая миниатюрную модель социума.

 

 

Негативные факторы и проблемы семейного воспитания

Также существуют и недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека. Таким отрицательным особенностям семейного воспитания стоит уделить особое внимание, поскольку именно они заставляют некоторых педагогов говорить о целесообразности системы интернатов, то есть всеобщего образования в отрыве от семьи. Назовем наиболее распространенные негативные факторы воспитания детей в семье.

– Материальные факторы можно считать наиболее влиятельными в благополучных семьях. Семейное воспитание как в более обеспеченных семьях, так и в семьях с небольшим достатком часто основаны на культивировании идеи превалирования материальных ценностей над духовными.

– Ценность семейного воспитания падает, если родители не просто являются людьми бездуховными, но и настроены агрессивно противодействовать развитию духовного начала в ребенке.

– Две стороны одной медали — безнаказанность и авторитаризм — также не идут на пользу воспитанию детей в семье. У ребенка складывается превратная картина мира, что провоцирует последующее неадекватное поведение и развитие скрытых комплексов.

– Совершенно недопустимо воспитание в семье в атмосфере безнравственности, внушение ребенку аморальных представлений о поведении людей.

– Тяжелый психологический климат в семье — к сожалению, явление настолько распространенное, что этот фактор даже не считают нужным упоминать. Тем не менее, воспитание в неблагополучных семьях в атмосфере скандалов, рукоприкладства, ссор родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние и может стать источником последующих психологических проблем.

– Часто воспитание в, казалось бы, благополучной семье приносит совершенно не те плоды, которые должно приносить. Так бывает, если родители уверены в своей психологическо-педагогической доктрине (обычно устаревшей или ошибочной), применяя в семейном воспитании психологическое давление, физические наказания, причиняя детям не только телесные, но и душевные страдания.

К счастью, сегодня существуют службы психологической помощи и правовые службы, куда ребенок может обратиться, если его здоровью, рассудку или жизни угрожает опасность.

Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Тенденция, которая наметилась в семьях, не может не радовать. Родители, особенно молодые, воспринимают и анализируют информацию о воспитании и методиках развития ребенка, применяют полученные знания на практике и стараются уделять своим детям больше внимания, чем им самим доставалось в детстве. Помните, что знания, представления о мире, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни.

Работникам образования отводится значительная роль в организации и проведении педагогического просвещения родителей. Основное содержание педагогического просвещения должно быть направлено на то, чтобы:

  1. Познакомить их с основами детской педагогической и социальной психологии;
  2. Повысить уровень педагогической грамотности родителей;
  3. Сформировать потребность в психологических и педагогических знаниях, желания использовать их в процессе воспитания детей.

Педагогическое просвещение родителей будет особенно эффективным, если работниками образования была проведена предварительная диагностическая работа ( анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент), а также к организации и проведению мероприятий по педагогическому просвещению будут приобщаться различные специалисты: медики, психологи, работники правоохранительных органов и т. д.

Реализация педагогического просвещения осуществляется через организацию для родителей различных мероприятий, а именно: родительские собрания, лекции, круглый стол, семинары-практикумы, деловые игры, дни открытых дверей, родительские конференции ,беседы, тематические выставки, посещение семей ребёнка и многие другие. Однако, многие учёные считают, что наиболее эффективными и перспективными в работе с родителями являются беседы, консультации, лекции и тренинги, так как именно они в наибольшей мере раскрывают содержание основных аспектов воспитания, способствуют решению индивидуальных проблем каждой семьи в отдельности, формируют умения и навыки общения родителей и детей.

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний варьируется в зависимости от социального запроса родителей. «Филиалы» клуба могут быть открыты в каждой группе. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ, а также библиотекари, родители, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьёй, как «Родительская почта» и «Телефон доверия», Библиотека игр – поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребёнком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок «Очумелые ручки». Современная суета и спешка, теснота или излишняя роскошь квартир почти исключили из жизни ребёнка возможность заниматься рукоделием , изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти всё необходимое для художественного творчества.  

Таким образом, взаимодействие ДОУ с семьёй можно осуществлять  по-разному. Важно только избегать формализма.

Источник: